Содержание работы воспитателя дошкольной группы по АОП ДО.
Содержание АОП ДО определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, опирается на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих целей и задач.
Содержание работы воспитателя.
Диагностика. Цель: определение уровней физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития воспитанников; определение зон актуального и ближайшего развития по данным направлениям.
Задачи:- определение оптимального набора методик для обследования.-проведение процедуры обследования:- определение уровня развития навыков самообслуживания;-оценка уровня сформированности коммуникативных навыков;- оценка уровня сформированности игровой деятельности;-определение уровня сформированности учебных навыков, фиксация результатов обследования.-анализ результатов диагностики ( конкретизация и индивидуализация задач работы; определение оптимального образовательного маршрута каждого ребенка).-планирование дальнейшей работы с детьми.
Виды деятельности:
Наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности и режимные моменты;
-беседа с родителями;
-перспективное и календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы.
Коррекционно-образовательная работа с детьми.
Цель: Разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Направление «Безопасность».
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы явлениям.
Виды деятельности:
- беседы;
-рассматривание иллюстраций, альбомов;
-чтение художественной литературы;
-наблюдения;
-опытно- экспериментальная деятельность;
-организация игровой деятельности;
-тематические досуги и развлечения;
-проектная деятельность;
-оформление и использование книжек-самоделок.
Направление «Социализация».
Цель: формирование первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
1. Развитие игровой деятельности детей.
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным).
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Решение обозначенных выше задач освоения детьми содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в целостном образовательном процессе ДОУ за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Виды деятельности:
- игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные, конструктивные и др.);
-наблюдения;
-упражнения;
-чтение художественной литературы;
-решение проблемных ситуаций;
-трудовая деятельность;
-индивидуальные беседы;
-рассматривание иллюстраций;
-праздники и развлечения;
-экскурсии-продуктивная деятельность.
Направление «Труд».
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
1.Развитие трудовой деятельности.
2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Виды деятельности:
- трудовые поручения;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-беседы-дидактические игры.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Направление «Познание».
Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Задачи:
1. Сенсорное развитие.
2.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности.
3.Формирование элементарных математических представлений.
4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Виды деятельности:
-продуктивная деятельность (конструирование);
-экскурсии-опыты и эксперименты;
-дидактические игры;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание картин, иллюстраций
-беседы-наблюдения
-решение проблемных ситуаций
-встречи с интересными людьми.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
-сюжетно-ролевые игры;
-развивающие игры;
- рассматривание иллюстраций;
-проектная деятельность;
-наблюдения-исследовательская деятельность;
- конструирование;
- экскурсии;
- тематические развлечения познавательного характера.
Образовательная область «Речевое развитие».
Направление «Коммуникация».
Цель: овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Виды деятельности:
- речевые и дидактические игры;
-игровые ситуации;
-чтение художественной литературы;
-беседа о прочитанном;
-игры-драматизации;
-разучивание стихотворений;
-составление рассказов из опыта;
- составление рассказов по игрушке, картине, серии картин, мнемосхемам, схематическим изображениям предметов;
- решение проблемных ситуаций.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
-сюжетно-ролевые игры;
-ситуации общения;
-беседа-подвижные игры с текстом;
-все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
-чтение наизусть, отгадывание загадок.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Направление «Художественное творчество».
Цель: формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
2. Развитие детского творчества.
3. Приобщение к изобразительному искусству (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
Виды деятельности:
-изготовление украшений для группы к праздникам, сувениров, предметов для игры;
-изготовление подарков детям, взрослым;
-рассматривание эстетически привлекательных предметов;
-наблюдение природных явлений-наблюдение за деятельностью детей и взрослых;
-рассматривание иллюстраций, произведений искусства;
-игры-творческие задания-создание макетов.
Направление «Музыка».
Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:1. Развитие музыкально-художественной деятельности.
2. Приобщение к музыкальному искусству. Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.
Виды деятельности:
- слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;
- знакомство с музыкальными инструментами;
- музыкально-дидактические игры-беседы;
- совместное и индивидуальное пение;
- музыкальные упражнения-двигательные;
- пластические танцевальные этюды;
- импровизации на заданную тему;
- концерты-праздники;
-музыкально-тематические развлечения.
Cодержание образовательной области «Физическое развитие».
Направление «Физическая культура».
Цели и задачи.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: Подготовительная группа Совершенствование жизненно необходимых видов двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость). Формировать правильную осанку и свод стопы. Продолжать закаливание организма, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Способствовать формированию широкого круга игровых действий.
Виды деятельности:
- физкультурные занятия с традиционной структурой;
-игровые тематические эстафеты;
- соревнования;
- физкультурные досуги:
-физкультурно-музыкальные спортивные праздники.
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
В задачу воспитателя детского сада в группах, где находятся дети с ОВЗ, входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в речевом и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Развитие речи. Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду. Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Задача воспитателя - хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого. Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.
В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений; воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения.
Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Литература:
- Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.- СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 240с
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. для студентов . – М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для до школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
|