Среда, 25.09.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога ДОУ Людмилы Таракановой

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Содержание работы воспитателя дошкольной группы по АОП ДО.

Содержание работы воспитателя дошкольной группы по АОП ДО.

 

Содержание АОП ДО определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, опирается на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, обучающих целей и задач.

Содержание работы воспитателя.

Диагностика. Цель: определение уровней физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического развития воспитанников; определение зон актуального и ближайшего развития по данным направлениям.

Задачи:- определение оптимального набора методик для обследования.-проведение процедуры обследования:- определение уровня развития навыков самообслуживания;-оценка уровня сформированности коммуникативных навыков;- оценка уровня сформированности игровой деятельности;-определение уровня сформированности учебных навыков, фиксация результатов обследования.-анализ результатов диагностики ( конкретизация и индивидуализация задач работы; определение оптимального образовательного маршрута каждого ребенка).-планирование дальнейшей работы с детьми.

Виды деятельности:

Наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности и режимные моменты;

-беседа с родителями;

-перспективное и календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной работы.

Коррекционно-образовательная работа с детьми.

Цель: Разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Направление «Безопасность».

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы явлениям.

Виды деятельности:

- беседы;

-рассматривание иллюстраций, альбомов;

-чтение художественной литературы;

-наблюдения;

-опытно- экспериментальная деятельность;

-организация игровой деятельности;

-тематические досуги и развлечения;

-проектная деятельность;

-оформление и использование книжек-самоделок.

Направление «Социализация».

Цель: формирование первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

1. Развитие игровой деятельности детей.

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе, моральным).

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Решение обозначенных выше задач освоения детьми содержания образовательной области «Социализация» осуществляется в целостном образовательном процессе ДОУ за счет комплексного использования форм организации, методов и приемов, средств психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Виды деятельности:

- игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и театрализованные, конструктивные и др.);

-наблюдения;

-упражнения;

-чтение художественной литературы;

-решение проблемных ситуаций;

-трудовая деятельность;

-индивидуальные беседы;

-рассматривание иллюстраций;

-праздники и развлечения;

-экскурсии-продуктивная деятельность.

Направление «Труд».

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

1.Развитие трудовой деятельности.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

3. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Виды деятельности:

- трудовые поручения;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин, иллюстраций;

-беседы-дидактические игры.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Направление «Познание».

Цель: развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи:

1. Сенсорное развитие.

2.Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности.

3.Формирование элементарных математических представлений.

4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Виды деятельности:

-продуктивная деятельность (конструирование);

-экскурсии-опыты и эксперименты;

-дидактические игры;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание картин, иллюстраций

-беседы-наблюдения

-решение проблемных ситуаций

-встречи с интересными людьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

-сюжетно-ролевые игры;

-развивающие игры;

- рассматривание иллюстраций;

-проектная деятельность;

-наблюдения-исследовательская деятельность;

- конструирование;

- экскурсии;

- тематические развлечения познавательного характера.

Образовательная область «Речевое развитие».

Направление «Коммуникация».

Цель: овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Виды деятельности:

- речевые и дидактические игры;

-игровые ситуации;

-чтение художественной литературы;

-беседа о прочитанном;

-игры-драматизации;

-разучивание стихотворений;

-составление рассказов из опыта;

- составление рассказов по игрушке, картине, серии картин, мнемосхемам, схематическим изображениям предметов;

- решение проблемных ситуаций.

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

-сюжетно-ролевые игры;

-ситуации общения;

-беседа-подвижные игры с текстом;

-все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

-чтение наизусть, отгадывание загадок.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Направление «Художественное творчество».

Цель: формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

2. Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

Виды деятельности:

-изготовление украшений для группы к праздникам, сувениров, предметов для игры;

-изготовление подарков детям, взрослым;

-рассматривание эстетически привлекательных предметов;

-наблюдение природных явлений-наблюдение за деятельностью детей и взрослых;

-рассматривание иллюстраций, произведений искусства;

-игры-творческие задания-создание макетов.

Направление «Музыка».

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:1. Развитие музыкально-художественной деятельности.

2. Приобщение к музыкальному искусству. Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.

Виды деятельности:

- слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;

- знакомство с музыкальными инструментами;

- музыкально-дидактические игры-беседы;

- совместное и индивидуальное пение;

- музыкальные упражнения-двигательные;

- пластические танцевальные этюды;

- импровизации на заданную тему;

- концерты-праздники;

-музыкально-тематические развлечения.

Cодержание образовательной области «Физическое развитие».

Направление «Физическая культура».

Цели и задачи.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: Подготовительная группа Совершенствование жизненно необходимых видов двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость). Формировать правильную осанку и свод стопы. Продолжать закаливание организма, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Способствовать формированию широкого круга игровых действий.

Виды деятельности:

- физкультурные занятия с традиционной структурой;

-игровые тематические эстафеты;

- соревнования;

- физкультурные досуги:

-физкультурно-музыкальные спортивные праздники.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

В задачу воспитателя детского сада в группах, где находятся дети с ОВЗ, входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в речевом и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью. Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Развитие речи. Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду. Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Задача воспитателя -  хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого. Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений; воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям. Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения.

Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.-  СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 240с
  2. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб.пос. для студентов . – М.: Классикс Стиль, 2003.- 160 с.
  3.  Примерная адаптированная основная образовательная программа для до школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilavt61 (29.09.2019)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz