Среда, 25.09.2024, 10:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога ДОУ Людмилы Таракановой

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальный проект "Народная тряпичная кукла - прошлое и настоящее".

 

Социальный проект

«Народная тряпичная кукла- прошлое и настоящее»

Автор Тараканова Людмила Вячеславовна

Педагог МБДОУ №5 «Родничок» г. Луховицы

Член Международного Объединения авторов кукол

Лауреат Премии Губернатора Московской области

в конкурсе «Наше Подмосковье в 2013году

в номинации «Патриотическое воспитание молодёжи»

III место.

           

        Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Дети будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку- дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Воспитателем в ДОУ я работаю 32года. Мои первые куклы-проводники появились почти 25 лет назад и стали незаменимыми атрибутами в моей педагогической деятельности. Тряпичные народные куклы прочно вошли в мою жизнь, все больше притягивая своей лоскутной силой. По специальности я- историк, поэтому куклу я рассматриваю не просто, как игрушку, а в первую очередь, как явление историческое. Считаю, что по образам кукол можно воссоздать историю Руси. В настоящее время тряпичные куклы- это произведения искусства. С точки зрения педагога очевидно, что в куклах заложен огромный воспитательный потенциал. Именно эта проблема меня затрагивает, побуждает к созданию методических разработок, распространению педагогического опыта использования нетрадиционных методик в коррекционной работе с детьми, инклюзивном образовании.

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Стоит задуматься над этим высказыванием Салтыкова- Щедрина!

Свое увлечение народными тряпичными куклами я применяю в своей педагогической практике, внедрила их в воспитательно- образовательный процесс, как средство нетрадиционной педагогики, руководствуясь при этом принципами непрерывного образования (Акад. РАО А.А. Леонтьев), ориентируясь ФГОС к дошкольному образованию. Педагог- это как «В жизнь Ведущая»(образ народной тряпичной куклы), хочется быть ею.

Дети- наше будущее и огромное счастье, и ответственность перед обществом быть у истоков этого будущего.

Считаю своей гражданской позицией приобщение подрастающего поколения к национальной культуре силой народной педагогики, воспитание истинных патриотов своей Родины.

Тряпичная кукла- кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла- это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

    А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (К.Д. Ушинский).                                                         

В своей работе я основываюсь на приоритеты в работе с детьми дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы. На основе изучения научных трудов историков, искусствоведов, этнографов автором создана коллекция традиционных тряпичных кукол (обрядовых, игровых, обереговых), насчитывающая более 500 образов часть которых является экспонатами мини- музея «Народная кукла» в МБДОУ №5 «Родничок». Разработаны методические материалы для занятий и развлечений с детьми с применением народных тряпичных кукол, консультативные материалы для родителей воспитанников, рекомендации для педагогов по внедрению народной куклы в воспитательно- образовательный процесс в различных областях НОД, для проведения опытно- исследовательской деятельности с применением насыпных кукол.

Автором разработана система коррекционных упражнений для развития мелкой моторики и тактильных ощущений рук на основе материалов, применяемых в технологии изготовления кукол, которая успешно применяется в в индивидуальной и фронтальной работе с детьми с ОНР. Для повышения информационной компетенции родителей проведены мастер- классы по изготовлению тряпичных кукол безиголочным способом: «Девкина забавка», «Колокольчик», «Пеленашка», особое внимание обращено на проблему влияния рукотворных кукол на познавательное развитие, психическое равновесие, духовно- нравственное воспитание детей, укрепление семейных отношений, закладывание основ патриотизма с детства. Семинар- практикум «Развиваем руки- развиваем речь!»- знакомство с комплексом упражнений по развитию моторных функций рук, координации движений глаз и рук, с применением материалов, используемы в «верчении» кукол. По просьбам родителей проводятся индивидуальные консультации по применению кукол для развития- познавательно-речевой сферы детей. Сотрудничество с родителями один из важнейших факторов успешного внедрения проекта в рамках ДОУ.С их я участием проходят праздники в народных традициях, оказывают помощь в пополнении коллекции мини-музея кукол, стилизованных уголков, изготовлении народных костюмов, атрибутов для народных игр.

Внедрение народной куклы в образовательный процесс ДОУ- одна из задач, поставленных мною. Проведён семинар для молодых воспитателей, на котором представлен опыт по использованию народной куклы для воспитания и развития дошкольников, применению в коррекционной работе с детьми с показом мастер-класса «Кувадка».

Стали традиционными экскурсии воспитанников ДО в наш Мини-музей, где дошкольники узнают о русских обычаях, обрядах, календарных праздниках предков, роли кукол в старинном русском быте. Разработан цикл бесед для «Путешествий в мир лоскутных кукол», которые проходят в обстановке игр, рассказывания сказок, персонажами которых часто являются  безликие куклы, прибаутками, народными песнями и хороводами. Дети не только знакомятся с образами кукол, узнают их лоскутные истории, но и могут подержать в руках эти необычные экспонаты, рассмотреть их наряды, поучаствовать в мастер- классах по изготовлению таких куколок своими руками.

Моим воспитанникам полюбились посиделки с куклами. Дети с огромной радость играют в стилизованных уголка «Бабушкина шкатулка», «Дедушкин чемодан», «Бабушкин сундучок». «Варварушкина корзинка», во время которых приобщаются к истокам родовой истории. Использую кукол в играх- драматизациях с детьми.

Процесс творческой интеграции детей и взрослых позволил ранее проекту выйти за пределы нашего ДОУ, семьи, приобрел социальную значимость для разных слоев населения, охватив людей всех возрастных групп, социальных слоёв, что привело к созданию новой общности людей- носителей ценностей отечественной культуры.

Рамки проекта, запланированные ранее, расширились, увеличились географические границы, выйдя за пределы муниципального района, что привлекло внимание средств массовой информации, общественности.

Работа по внедрению проекта даёт мне возможность реализоваться, как творческой личности; повысить свою профессиональную компетентность, как педагога; компетенцию в развитии метода проектирования в сфере духовно-нравственного воспитания; распространению своего педагогического опыта на муниципальном, региональном, международном уровнях; способствовала возникновению связей с творческими людьми, коллекционерами, мастерами прикладного искусства, представителями общественных организаций, встрече с единомышленниками, любящими свою Родину, пропагандирующими идеи сохранения и возрождения русских народных традиций и приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, на основе развития познавательного интереса к традиционной народной кукле.

Свои опыт, знания, умения и мастерство я стараюсь нести во благо людям. Народная кукла, как показывает мой личный опыт, привлекает огромное внимание людей разных возрастов, интерес к ней огромен! Поэтому я неустанно тружусь, чтобы своими делами принести пользу людям.

На встрече с творческой интеллигенцией района в рамках «Рождественской выставки» мне было вручено Свидетельство о занесении в Книгу Рекордов «Луховицы- XXI век» за создание коллекции народных тряпичных кукол и Мини- музея «Народная» кукла(декабрь 2014г.).

Участвовала в Межрегиональных выставках «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО. «Зимняя коллекция тряпичных кукол» -Тараканова Л.В.(Диплом), юбилейной «15 лет вместе»- (Почётная грамота)-2014-2015гг.; в Муниципальных праздниках «Ценим прошлое, верим в будущее»(2014 г.), «День Луховицкого района»(2015г.)-выставки авторской коллекции народных кукол.(Благодарственные письма);выставке  «Творим красоту своими руками» для читателей городской библиотеки №1(Благодарственное письмо).

Очень трогательной была встреча с детьми- инвалидами на выставке «Рождественская» в МКУК ЛМР МО, которая сопровождалась рассказами автора о тайнах народных кукол и мастер- классом «Кукла Бессонница»(Благодарственное письмо)-2015г.. На мастер-классе «Кукла Кувадка-оберег детей» в Центре реабилитации присутствовали дети- инвалиды, их родители, педагоги, представители духовенства(2015 г.) (Благодарственное письмо).

Участвовала в областном празднике «Стрелецкая гульба», организованном Агенством исторических праздников «Ратоборцы» в Сергиево- посадском районе д. Морозово- выставка коллекции авторских работ, мастер- класс «Народная кукла- душа народа»; областном празднике «День флага России» в д Дединово- выставка традиционны лохонных кукол.(2015г.)

Принимала участие в создании экспозиции «Луховицкий огурец» в МКУК ЛМР МО «Историко- художественный музей»(2015г.) (Благодарственное письмо);организации благотворительной выставки-продажи тряпичных кукол в фонд помощи тяжело больным детям при поддержке администрации Луховицкого муниципального района. Работы педагога Таракановой Л.В.)(2014 г.); в благотворительных акциях «Куклы- детям» на Международных выставка в Москве(2014г, 2015г.)

Выставляла авторскую коллекцию народных тряпичных на Международных выставках кукол «Весенний бал на Ветошном», «Весенний бал кукол на Тишинке» при поддержке Правительства Москвы(Дипломы участника. Благодарственные письма МОАК.2014г.,2015г.). Москвичей, гостей столицы, иностранцев удивляла и восхищала представленная коллекция традиционных тряпичных кукол на стенде «Людмилины куклы». В течение работы выставок сотни экскурсантов прослушали увлекательные рассказы о созданных образах кукол, их смысловом значении, технике изготовления. Многие стали зрителями проведенного у них же на глазах «вертения» кукол.(По подсчётам организаторов в течение 5 дней насчитывается более 10 тысяч посетителей! Только на одной выставке.) Радость вызвали куклы, подаренные мастерицей.

Участие в Всероссийском интернет- конкурсе педагогического творчества: «Педагогические идеи и технологии»(www.educontest.net)-2014 г. «Участие в Международных научно- практических конференциях с публикацией статей:  "Народная кукла- прошлое и настоящее". - Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции "Наука и образование в XXI веке".- Мин- во обр. науки-,М: "АР- Корсалт",2014 г., "Развитие мелкой моторики рук у детей посредством материалов, используемых в технологии изготовления народной тряпичной куклы".- Сборник научных трудов по материалам Международной научно- практической конференции "Перспективы науки и образования".-М.:"АР- Корсалт",2015 г.

Распространяла свой педагогический опыт на региональном семинаре педагогов :выступление с докладом « "Реализация требований ФГОС ДО к образовательной области "Речевое развитие" в условиях ДОУ компенсирующего вида" (АСОУ, Москва,15.05.2015) с показом презентации «Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений средством материалов, используемых в технологии изготовления народной тряпичной куклы» и показом мастер- класса «народная кукла Птица»; на Районных методических объединениях педагогов с докладом: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»(на примере использования народной тряпичной куклы) ; Презентация практико- ориентированного межпредметного проекта «Повышение эффективности педагогического процесса средствами народной игрушечной куклы»; «Предметно- развивающая среда ДОУ как условие формирования универсальных учебных действий»( Мастер- класс для педагогов на РМО средних групп «Изготовление народной тряпичной куклы безиголочным способом»(2014 г.), «Народная кукла»- на РМО старших и подготовительных групп(2015 г.).

Стала организатором и председателем жюри городского конкурса «Краса Масленица»(Благодарность),организатором и членом жюри муниципального конкурса «Народная игрушка в духовно- нравственном воспитании и художественно- творческом развитии детей дошкольного возраста» среди воспитателей ДОУ(2015 г).

Опыт работы неоднократно освещён в местными средствами информации. В газете «Луховицкие вести»(№49 08.07.2015) опубликована моя статья «Прошлое и настоящее лохонных кукол» За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, большой вклад по воспитанию детей дошкольного возраста, активную жизненную позицию занесена на «Доску почета» городского поселения Луховицы(2015 г.)

Проведены экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, инвалидов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района,  солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ,  «Историко-художественный» музей с целью ознакомления с экспонатами, тряпичными куклами- культурной памяти народа, носителями информации, каждая из которых имеет определенное смысловое значение, но всех их объединяют общечеловеческие идеи и ценности- преемственность в родстве, семейственности, родительской опеке и почитании предков.

Созданы буклет, фотоальбом, отражающие работу по реализации проекта.

Самая большая оценка труда- это благодарные отзывы детей и взрослых, молодёжи и стариков, их удивленные и в тоже время радостные лица, просьбы о проведении мастер- классов, выставок и пожелания дальнейших успехов, называя мою деятельность «настоящим патриотическим актом любящего свою землю человека». Именно это побуждает к новым идеям, поиску, встречам!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilavt61 (12.04.2016)
Просмотров: 1351 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz