Среда, 25.09.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога ДОУ Людмилы Таракановой

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Роль и место игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре.

м

Роль и место игровых технологий в приобщении дошкольников

 к народно-художественной культуре.

Объект работы - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народно-художественной культуре. Предмет работы - игровые технологии и их роль в приобщении детей дошкольного возраста к народно-художественной культуре.

Цель исследования. Определить роль и место игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре.

Целью данного исследования также была попытка донести до педагогов-дошкольников ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике детского сада для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России. игровой технология воспитание дошкольник

Методы работы. Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ монографий, публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, опрос педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент; изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; математическая обработка результатов.Б

Введение

ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе1

Актуальность работы. Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. Таким средством воспитания является игра. Она, как и любая другая игра, имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Игра представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания[1].

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций русского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы[2]. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.

Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются во многом отрывочны и поверхностны. В чём же дело?

Во многих современных программах делается попытка найти ответ на этот вопрос, и предлагаются пути его решения. Например, в программе "Приобщение к истокам русской народной культуры" О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой собран богатейший этнографический фольклорный материал, предложен тематический план, краткие конспекты занятий. Однако данная программа, определяя общее направление деятельности, не может останавливаться на узких аспектах подробно, разрабатывая детально каждое занятие, каждый метод и приём, используемый воспитателем для достижения той или иной цели, не может дать творчески-продуманных конспектов, т.е. интересных как по содержанию, так и по форме преподнесения изучаемого материала.

Конспекты в программе даются в сжатом варианте, зачастую в шаблонной форме. Для воспитателя-практика такой подход очень не удобен. Чтобы качественно подготовиться к тому или иному занятию и оставить какой-то след в душе ребёнка, он должен будет не один час провести над литературными и методическими источниками. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народно-художественной культуры.

Проблема исследования. Существует противоречие между социальной потребностью в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре, с одной стороны, и недостаточной разработанностью технологий приобщения дошкольников к народно-художественной культуре.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования "Роль и место игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре".

В исследовании введено ограничение - рассматривая проблему приобщения к народным традициям, мы ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г. Безносов, Д.С. Лихачев). Кроме того, в качестве средств этнографической культуры, мы определили былины, которые способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе (В.П. Аникин, Х.Х. Баймурзин, Н.П. Денисюк, Н.К. Дмитриев, Л.И. Емельянов, З.Н. Иванова).

Оценка разработанности темы. Теоретической основой исследования являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в этнопедагогике (Г.Н. Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.С. Безрукова, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элъконин и др.), работы в области этнопедагогики (Б.Н. Бессонов, В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, Д.Ж. Валеев, Е.И. Корнеева, С.И.Руденко и др.).

Цель исследования. Определить роль и место игровых технологий в приобщении дошкольников к народно-художественной культуре.

В соответствии с целью работы нами определены следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной проблематике;

- рассмотреть сущность и характеристики игровых технологий и определить их возможности в процессе воспитания;

- раскрыть задачи игровых технологий через соотношение понятий «игровая деятельность» и «педагогическая игра»;

- выявить особенности применения игровых технологий в воспитательном процессе дошкольников;

- обосновать эффективность применения технологий в приобщении дошкольников к традиционным жанрам народно-художественной культуры;

- провести опытно-экспериментальное исследование по применению игровых технологий в процессе приобщения дошкольников к народно-художественной культуре;

- проанализировать результаты исследования особенностей применения в дошкольном возрасте игровых технологий.

Объект работы - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к народно-художественно культуре.

Предмет работы - игровые технологии и их роль в приобщении детей дошкольного возраста к народно-художественной культуре.

Методы работы. Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, анализ монографий, публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений; педагогическое наблюдение, опрос педагогов и родителей; индивидуальные беседы с детьми; педагогический эксперимент; изучение и анализ продуктов деятельности детей, педагогической документации; математическая обработка результатов.

База выполнения работы. Базой опытного исследования стал ясли-сад «Радуга» в с. Стрельцы (возрастная группа - дети 6-ти лет).

Научная новизна. Научная новизна заключается в определении роли игровых технологий в приобщении дошкольников к традиционным жанрам народно-художественной культуры. В работе предлагается качественно изменить своё отношение к использованию эпосного (былинного) материала для формирования у детей подготовительной к школе группы интереса к устному народному творчеству и истории России. До сих пор былины рассматривались как одно из многочисленных дополнительных средств приобщения детей к истокам русской народной культуры, причём на былинный материал приходилась мизерная доля внимания со стороны педагогов-практиков. Предлагается рассматривать данную работу как поисково-изобретательскую, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование эпосного материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Былины рассматриваются здесь как основное средство для достижения поставленной задачи, и вместе с тем предполагаются новые сочетания известных педагогических методов и приёмов, уточняются последовательность и правила их применения.

Теоретическая значимость работы состоит в изучении и рассмотрении психолого-педагогических основ игровых технологий, определения их специфических задач . Теоретическая значимость состоит также в том, что нами была выявлена целесообразность и возможность приобщения детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа средствами игровых технологий.

Практическая значимость работы состоит в разработке игровых технологий приобщения старших дошкольников к национальным традициям, которые могут быть использованы в работе детских дошкольных учреждений.

Гипотеза исследования. Приобщение дошкольников к народно-художественной культуре будет эффективным при условии использования в процессе обучения игровых технологий.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по Проблеме использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе

1.1 Игра как условие максимального раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста

1.1.1 Психологическая и философская характеристика игры

Слово игра столь общепризнанно, что употребление его не сопровождается дефиницией игры. Но при этом существует огромное число самых разных определений игры.

Польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в человечестве, себя во Вселенной. Ребенок действительно, прежде всего, ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением[3].

Г.С. Абрамова, развивая эту мысль, указывает, что играя в замкнутом пространстве по известным правилам, человек в большей степени имеет возможность пережить динамические возможности своего Я, свою способность изменяться, быть другим[4]. Игра создает и реализует напряжение, связанное с переживанием границ своего Я, и возможности воздействия на свои же собственные границы, задает новое качество внутреннего диалога человека.

Продолжая примеры педагогических определений игры, приведем еще два. В частности, по мнению С.Т. Шатцкого: игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества[5]. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

В.А. Сухомлинский предлагает такую метафору: игра - это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игра - сложное социально - психологическое явление и потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Игра - это не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения... Иногда, определяя игру предельно кратко, отмечают, что это любая деятельность, так или иначе связана с условностями.

3игмунд Фрейд писал: «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подхо­дят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной[8]. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

 

Д.Б. Эльконин пришел к заключению, что «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»[10].

Люди, как и животные, любят игры в силу подсознательного стремления к психодинамическому развитию, благодаря играм осваиваются ситуации, возможные в будущем, т.е. происходит переадаптация, а сама игра представляется сверхстимулом адаптационного процесса. Участие в играх - одна из форм освоения сложных форм одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы.

«Когда человеку о его индивидных свойствах говорят другие, эти свойства «означиваются», становятся знаками, происходит их символизация. Превращение индивидных свойств в знаки коренным образом меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности. у человека возникает образ его индивидуальных свойств и появляется возможность произвольного управления своим собственным телом так же, как он управляет теми или иными предметами действительности»[11]

Игра, ее действие все больше и больше выходят за пределы наших прежних представлений о ее роли и значении в жизни человека.

Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения. Его очень интересовал символический и фантазийный аспекты игры, в которой ребенок палочкой замещает лошадь и скачет на ней как на настоящей лошади. Для маленьких детей воображаемая ситуация является реальностью[12]. Родителям следует поощрять такую воображаемую игру, потому что она способствует развивающему обучению ребенка, особенно развитию его творческих способностей.

Игровое поведение, не связанное с деятельностью по получению пищи, требующее «свободы» и предполагающее возможность актуализации ориентировочного рефлекса и ориентировочно-исследовательской деятельности, могло выступать в числе наиболее активных факторов, обеспечивающих процесс формирования новой природы связей - развития социальной жизни, социальных отношений, деятельности.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности. В результате этого на определенном этапе исторического развития происходит формирование игры как особой социокультурной конструкты общества. Становление игры предполагает также изменение, усложнение и накопление социокультурного потенциала, выступающего как преобразующий фактор в изменении самого человека. Это проявляется, в частности, в степени социализации и индивидуализации человека древнего общества, способного в разной степени творить, удваивать свой мир, творить «искусственные» отношения. Если искусство предполагает достаточно высокую степень самоопределения, то проявление в филогенезе, например, ролевой игры в не меньшей степени зависело от степени выраженности самости человека, хотя и художественная деятельность и игровая появились намного раньше.

Огромное количество этнографической литературы позволяет говорить о характеристиках и объяснении степени характера развития игровой деятельности в зависимости от общего уровня развития общества и, прежде всего его деятельности.

До сих пор активно и многопланово изучаемая игра остается загадкой для понимания, недостаточно исследованным явлением социальной сферы. Представленная в разных формах, разная по содержанию, по характеру, позициям играющих, она проходит реально через всю жизнь человека. Игра ребенка, игра в театре артиста и зрителя, «игра» в ритуале, спортивная и игра в карты, деловая, компьютерная и игра военная, игра своей роли в общении дома, на работе - имеют разное содержание, структуру, смыслы и т.д.

1.1.2 Развивающие возможности игры

Функции игры - это её разнообразная полезность. Назовём наиболее важные функции[13]:

1) Эмоциогенная функция. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности... Но игра - не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.

2) Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное. Она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведёт себя на максимальности проявлений (физических сил, интеллекта, творчества). Ребёнок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности.

3) Релаксационная функция. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.

4) Компенсаторная функция. Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «пробует», «переживает» в игре уже не использованные возможности жизни; ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органического сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.

5) Коммуникативная функция. Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия преподавателя и учащихся, выводит их на подлинное сотрудничество. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь.

6) Функция самореализации. Процесс игры - это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта.

7) Социокультурная. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально - контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.

8) Терапевтическая функция. Интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие, игротерапевты используют игры для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения ребенка, преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей жизнеспособностью обладает эта игра.

Размышляя об основных слагаемых, структурных единицах игры, мы на самом деле пытаемся ответить на вопрос: «Без чего игра невозможна?». И тогда становится понятно, что в качестве основных констант следует назвать[14]:

- Участника или участников, выразивших желание и готовность играть;

- Правил игры (определяющие данность и смысл игры; в самом простом виде - правило хода, конкретного игрового действия, за успешное выполнение которого присваиваются очки, баллы, призы);

- Игрового хронотопа (игровое пространство и игровое время);

- Сюжета игры (то, что игра отображает, то, что воспроизводит играющий в качестве центрального характерного момента, фабула игры);

- Игрового реквизита (от самого незатейливого до весьма сложного);

- Итога игры (как наибольший результат игровых действий, достигнутый игроками по всем правилам).

Как известно, любая игра имеет многоцелевой характер, связанный с многоплановостью игровой деятельности человека, и в каждой игре задействована группа целей, точнее, поэтапная реализация промежуточных целей, подчиненных личной цели каждого конкретного игрока[15].

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узко групповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.

Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод.

Игра дает романтизм.

Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

Игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

Игра дает радость общения с единомышленниками.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели [14].

1.1.3 Классификация игр

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, вне учебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся [14].

1.2 Игровые технологии

1.2.1 Соотношение понятий «игровая деятельность» и «педагогическая игра»

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Итак, по определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру лично­стных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.Б

1.2.2 Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими ви­дами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, сред­ний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессио­нальная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс

Игровые технологии в дошкольном возрасте.

Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо­дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ­никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде­лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ро­левой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обста­новка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-позна­вательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсужде­ние игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую­щей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так­же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики детского сада содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де­тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю­дательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета­нии с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilavt61 (04.04.2017)
Просмотров: 1556 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz