Среда, 25.09.2024, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога ДОУ Людмилы Таракановой

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

"Прошлое и настоящее "лохонных кукол"

Газета «Луховицкие вести»№49(12801). 08.07.2015 г.

«Прошлое и настоящее «лохонных» кукол»».

Автор Тараканова Людмила Вячеславовна, педагог высшей квалификационной категории МБДОУ д/с к/в №5  «Родничок», член Международного Объединения авторов кукол»

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Тряпичная кукла- «кладезь народной мудрости», хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, приучала их к усердию и терпению, готовила к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный жизненный опыт; готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, побуждала проявлять заботу и уважение к близким, почитанию старших Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. В русской деревне такая кукла была наиболее распространенной игрушкой. Тряпичные куколки жили в каждом крестьянском доме, в некоторых семьях их насчитывались сотни. Способ, которым изготавливали куклу-закрутку, строго следовал «заветам предков». Такая кукла не шилась, лоскуты и нити обрывались, её не должна была касаться игла - она сворачивалась. Изготавливались такие игрушки из «родных» тканей- от сарафана или юбки матери, бабушки, от рубахи отца или деда- всё это хранило родовую и генетическую связь. Подбирая материю и нитки для будущей куклы, учитывали символические цвета: красный- это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия, радость, достаток; жёлтый- тепло, младенчество; зелёный- здоровье, молодость; синий- высокие помыслы и духовное общение; чёрный- сила, власть, богатство, крепкая семья. Кукол берегли в корзинах, коробах, ларчиках. У куклы не было ног, чтобы «не убежала». До XVIII века, а в отдаленных губерниях и дольше, у тряпичной куклы не было лица, чтобы не вселилась душа, способная навредить, причинить зло её владельцам, напугать ребёнка. Считалось, что кукла(образ человека) не видит, не слышит, значит сохранит все тайны семьи: «не вынесет сор(ссору) из избы». В ней, как в зеркале, люди могли видеть себя: весёлыми или грустными, добрыми или строгими. Обычно «лохонных» кукол изготавливали старшие члены семьи, хотя очень часто их готовили и сами дети. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки. В куклы играли дети, но ими окружали себя и взрослые. Кукол делали по разным случаям, считали их семейным оберегом, другом и спутником, использовали в ритуалах и обрядах, наделяли магическими свойствами.

В русской кукле уживаются духовная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе.

В начале XX века замечательные исследователи В. Воронов, Н. Бартрам, А. Бакушинский, открыли игрушку как самобытную область русского народного искусства. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким. Игрушки эти и сегодня радуют, удивляют, изумляют, дети и взрослые ощущают их необычность. Рукотворные куклы сохранили для нас часть мира наших предков, обряды и предания, которые передавались из поколения в поколение. В своих трудах искусствовед Н. Дайн рассматривает историю развития и роль народной игрушки в воспитании и развитии детей, ее роли в синтезе народного творчества. Такой интерес к куклам предполагает давнюю историю существования этого предмета традиционного быта. Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что взаимосвязь человека с куклой продолжалась от его рождения до самой смерти, активно участвуя при всем этом в семейной и общественной жизни. Народная кукла как немой, неподвижный мир условных знаковых систем всего живого является очень важным историко-этнографическим источником, позволяющим нам глубже увидеть и всесторонне понять историческое прошлое нашего народа. Игрушка- полный и глубокий художественный символ примитивного жизнеокружения наших предков. Собирая и восстанавливая знания о народной кукле, хочется понять и почувствовать, что заложено и сохранено предками для нас в этих кукольных образах. в новом социокультурном пространстве под воздействием городской, светской культуры и различных течений моды и стилей. Сегодня тряпичная кукла- это прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое. Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве, сезонных и временных изменениях в природе. Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой.

Особенностью в строении традиционной куклы является её конструктивная основа- доминанта вертикали, таким образом отражена суть человеческой жизни- духовное развитие. Народная кукла отличалась большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре. Она служила импульсом к действию, требовала от ребенка живого участия. Тряпичная кукла- игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Рукотворные куклы хранят в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике отражается жизнь отечественной культуры, негаснущая народная память. Основное назначение кукол- это игра. С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Лоскутная  игрушка, выполненная из натуральных тканей с использованием природного материала, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребенка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека- залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

В своей педагогической практике автором определено, что традиционные народные куклы- это исторически- культурный феномен со скрытыми воспитательными и развивающими возможностями, эффективно влияющими на комплексное развитие личности и здоровье ребёнка в целом. В коррекционной работе с детьми с ОНР Автор, наряду с современными инновационными педагогическими технологиями, применяет нетрадиционные методы и приёмы(народную тряпичную куклу и материалы, используемые при её изготовлении), которые способствуют улучшению памяти, концентрации внимания, повышают работоспособность, снижают уровень утомляемости, улучшают коммуникативную функцию и соматическое состояние дошкольников. В практической деятельности автором выявлено, что использование тряпичных кукол в образовательно-воспитательной процессе в ДОУ возможно во всех областях НОД, в индивидуальной и фронтальной формах работы с детьми, как средство для поддержания интереса, активизации деятельности детей на занятиях, что благотворно влияет на развитие познавательно- речевой сферы, алгоритмического мышления, его вариативности; активизирует память, позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; дает дополнительную возможность активному внедрению проблемно-диалоговой технологии. Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом, способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса; воспитывают аккуратность, усидчивость. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности. В практической деятельности автором выявлено, что творческий процесс изготовления тряпичной куклы без применения иглы от начала до получения готового результата представляет собой комплексную систему коррекционных упражнений для развития мелкой моторики, тактильно- кинестетических способностей рук, координации действий рук и глаз, при этом являясь одним из направлений арт- терапии(куклотерапия). Автором в стихотворной форме разработаны упражнения для развития мелкой моторики рук посредством материалов, используемых в технологии изготовления народных тряпичных кукол.

Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. Процесс теоретического и практического знакомства с историей создания рукотворной куклы, ее смыслового значения и роли в жизни наших предков будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни. Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития.

Для оптимизации применения традиционных кукол в педагогической практике автором создана коллекция традиционных тряпичных кукол, Мини- музей «Народная тряпичная кукла» в группе, стилизованные уголки для игр с рукотворными куклами «Дедушкин чемодан», «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок»; Мини- музей тактильных ощущений, проведены мастер-классы «Кукла на Здоровье», «Зернушка», «Утешница», «Куватка»; занятия по опытно-экспериментаторской деятельности с целью изучения строения кукол и материалов, используемых в процессе изготовления, беседы и развлечения для детей; собран и разработан методический, информационный материал; разработаны рекомендации для педагогов, родителей по использованию народных кукол для развития и воспитания дошкольников. Опыт работы педагога распространён среди коллег на Районных методических объединениях, Семинаре- практикуме для молодых специалистов МДОУ с показом мастер-классов по изготовлению народных тряпичных кукол. Представление опыта работы автора по применению народных кукол нашёл отражение в материалах Всероссийской научно- практической конференции «Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации»( Коломна, МГОСГИ,2013г.- Сборник статей), Международных научно- практических конференций «Наука и образование в XXI веке»(Москва, 2013г.-Сборник статей), «Перспективы развития науки и образования»(Москва, 2014г.- Сборник статей). Для повышения информационной компетенции родителей воспитанников проведены Мастер- классы, консультации, практикумы, размещение материалов в уголке для родителей. Хочется выразить им особую благодарность за сотрудничество и активную помощь по внедрению элементов народной педагогики в воспитательно-образовательный процесс работы с детьми. Участие автора в творческих районных, Межрегиональных(«Рождественская»-2012,2014гг., Международных выставках «Весенний бал на Ветошном»-Москва-2013,2014гг.) способствуют популяризации народных кукол и распространению применения нетрадиционных методов педагогики в ДОУ. Автор убеждён, что лоскутная кукла- это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilavt61 (18.10.2015)
Просмотров: 484 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz