Среда, 25.09.2024, 16:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт педагога ДОУ Людмилы Таракановой

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Народная тряпичная кукла - эффективное средство духовно- нравственного воспитания и обучения дошкольников».

«Народная тряпичная кукла - эффективное средство духовно- нравственного воспитания и обучения дошкольников».                                                                          

Актуальность проекта:

   Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей.

   Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

   Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Цели:

-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников (автор Тараканова Л.В.) как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в коррекционной работе и на занятиях -ДОУ, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом.

-Поиск новых  форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.                                                                                        

 

Задачи:                                                                                                                                              1. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения  для людей . Формирование у старших дошкольников  системы знаний  о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.                                                                                                          

2. Обобщение и систематизация представления у детей о народной тряпичной кукле; развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.                                                                                                                                                  3. Повышение речевой активности, расширение объема словаря, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие диалоговой , связной речи, развитие понимания речи.

4.Формирование выразительности, точности речи; учить пониманию переносного значения  слов в процессе ознакомления с произведениями малых фольклорных форм на занятиях с использованием народных рукотворных кукол.         

5. Развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью,  природным материалом, из которого сотворены куклы (каштан, шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) в коррекционной работе с детьми; на занятиях по художественному конструированию и аппликации.             

6.Развитие детского творчества, эстетического вкуса.                                                                                                          7. Повышение двигательной активности детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных кукол.

8. Воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Воспитание трудолюбия, аккуратности.

9. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.

10. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта. Обеспечить связь с социумом: РКВЦ,  Районным Краеведческим музеем .

 

Ожидаемые результаты: ориентируясь на Федеральные Государственные Требования в дошкольном образовании  в процессе приобщения детей к национальной культуре, частью которой являются рукотворные тряпичные куклы ,

значительно повышение уровня знаний, умений и навыков по областям непосредственно образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа..

 Развитие практически всех  интегративные качеств личности у детей.

1.«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»- в процессе работы с бумагой , тканью, обрыва и скатывания салфеток выкладывания узоров из природного материала, изготовлении народной куклы   развивается мелкая моторика руки; участие в народных подвижных играх развивает быстроту действий, выносливость, ловкость.

2.«Любознательный, активный»-  заинтересовывает народная игрушка: ее

история, самостоятельное выполнение, ребенок принимает живое  заинтересованное участие в образовательном процессе.

3.«Эмоционально отзывчивый»- народная игрушка вызывает положительные

эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.

4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- в процессе работы дети взаимодействуют как с

педагогом, так и с товарищами.

5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»- при создании рукотворной игрушки, аппликации из ткани, поделок из природного материала, используемого в изготовлении кукол дети планируют последовательность выполнения работы.
6. « Способный  решать интеллектуальные  и личностные задачи, адекватные возрасту»- при постановке задачи себе ребенок  обдумывает какой узор интереснее

сделать, какой материал подготовить.

7. « Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»- знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории тряпичной куклы, ее смыслового значения, материалами с использованием которых она изготовлена, осознают роли в жизнедеятельности наших предков, играх детей.

 8.  «Овладевший  универсальными предпосылками  учебной деятельности»-  при организованной образовательной деятельности  ребенок слушает взрослого,

 работает вначале по образцу, принимает поставленную задачу.

9.  «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- сформированные умения и навыки   помогают ребенку творчески реализовываться.

Расширение представлений родителей и педагогов о применении народных тряпичных кукол и кукол-проводников как эффективного средства в духовно- нравственном воспитании и образовании дошкольников. Повышение родительской активности в воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию нравственно-духовной сферы у детей. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.                                                                                                       

 

Участники проекта:

- педагоги

- дети старшей группы

- родители

- сотрудники РКВЦ, Районного Краеведческого музея.

 

 Теоретическое обоснование темы.

  Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым.

Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта

   Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким.

   Лоскутная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

   На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль.

   Расширяется её познавательная и образовательная функции.                                                                                                                     Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. «Домодельная» тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

   Однако, имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей; незнание детьми истории создания, целевого назначения и роли кукол в повседневной жизни наших предков. Наблюдается противоречие в приобщении дошкольников к национальной культуре и недостаточной разработанность теоретического обоснования педагогических условий на занятиях в ДОУ.

 

.Теоретическая часть.   

   Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

   Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.  По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

   Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

   Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.

   Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .

   Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

   Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

   С.А. Козлова и Т.А. Куликов сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.

      Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др 

   В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.  

   В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, соблюдению исторической преемственности поколений, приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовно-нравственных качеств личности. 

   Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

   Этнопедагогика выясняет педагогические возможности возрождения народных традиций, частью которых является « домодельная кукла», в современных условиях содействующих воспитанию и развитию личности .            

   Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.  

   Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

  Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

    Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа - это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна - стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни - духовное развитие.

   Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.       

   Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.

   С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться  как средство для изучения традиционного семейного уклада,  народного костюма, годового цикла народных праздников.

   Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.

   В научной педагогической литературе последних лет обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в образовательно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, что способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; дает дополнительную возможность активному внедрению проблемно-диалоговой технологии; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка;  положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.              

   Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.  

   Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной культуры.

   Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми ,воспитание детей в национальных традициях.

   Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.

 

                  Формы и методы работы с детьми по реализация проекта

ОНО деятель-ности

Содержание работы

Цель

  1.  

Формирова-ние целостной

картины мира.

Расширение кругозора

Цикл бесед « Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»; « В тереме расписном живу, к себе в избу всех гости приглашу» (предметы ста- рины, тряпичные обрядовые и игро-вые куклы, куклы, изготовленные из природного материала).

Занятие «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев.)».

 

 

 

 

 

Занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые).

 

 

 

 

 

Занятие «История русского костюма»(кукла-проводник Мальчик-Карманчик с набором цветных карандашей).

 

 

 

Путешествие в Зал народной игрушки Мини-музея в группе. «Тряпичная кукла- прошлое и настоящее» (кукла-проводник Домовенок Кузя- хранитель Мини-музея, тряпичные рукотворные куклы / совместная деятельность родителей с детьми, авторские куклы педагога Таракановой Л.В./).

«Хоть игрушка и забава, но прийдется вам по нраву» (куклы- проводники /авторская работы педагога Таракановой Л.В./).

 

Формирование представления о традиционной жизни, труде крестьян их мировоззрении; ознакомление с предметами быта, знакомство с традициями, обычаями русского народа. Развитие  познавательно-речевой деятельности, умений ,слушания, говорения; пополнение словарного запаса. Приобщение детей к русской национальной культуре .Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.

Познакомить с историей кукол из природного материала, приобщать к истокам народной культуры. Развитие лексико-грамматического строя речи;

умения анализировать и делать выводы. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок» с использованием засушенных листьев березы, клена, каштана.

Воспитывать основы экологического сознания,  бережного отношения к природе. Учить видеть взаимосвязи человека с природой .

Формировать представления детей о  тряпичной кукле, ее роли в повседневной жизни наших предков. Развитие познавательного интереса, ассоциативного и образного мышления, внимания, памяти. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. Повышение рече-вой  активности. Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Игры-посиделки с куклами.

 Знакомство с историей, особенностями внешнего вида. Обобщить и конкретизировать знания о русском нацио- нальном костюме. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину. Игровое задание «Укрась кокошник и сарафан русскими узорами» (рисование).

 

Обобщить и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни наших

прабабушек и прадедов, ее месте и роли  в их быте, труде, мировоззрении. Знакомить с народными праздниками и традициями , рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.

Рассказ о смысловом значении, роли кукол-провод-ников, применении на занятиях и в играх. Учить овладевать навыками первичного анализа на примере знакомства с экспонатами Мини-музея. Развитие познавательно-речевой активности, диалога. Воспитание нравственно-этических норм общения; усвоение правил поведения  в музее. Разыгрывание сказки «Крупеничка». Развитие творческих способностей детей.

  1.  

Тема: «Народная игрушка. Лоскут-ная история» (народные тряпичные куклы).

 

 

 

Тема: «Осень». « Как прекрасны вы в таком наряде!» (куклы из листьев, полена, травы, плодов деревьев).

 

Тема: «Овощи. Тыква в сарафане» (куклы из овощей, кукла-проводник Ариша).

Тема: «Посуда. В гости Бабушке-Забавушке на пироги» (предметы утвари, кукла-проводник, кукла из теста).

Тема: «Одежда. Наряды «домодель-ных кукол» (тряпичные рукотворные куклы, кукла-проводник клоун Петруша).

Расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики руки (штриховка),  игры с куклами из бабушкиной шкатулки. Разучивание прибауток, поте- шек использование в играх с куклами. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица). Развитие тактильных ощущений. Воспитание бе-режного отношения к игрушкам. Совместны игры.

Закрепление тематического словаря, навыков словообразования, словоизменения, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка, коррекционные упражнения с чурочкой-бачурочкой, шишками, желу-        дями, каштанами: развитие мелкой моторики рук.

Развитие фонематического слуха, умение группировать слова, обучение конструированию словосочетаний, и предложений, обогащение словаря. Умение разгадывать, загадывать загадки. Воспитание трудолюбия.

Расширение объема словаря, развитие интереса и внимания к слову, употребление новых слов в речи, упражнения на развитие дыхания  и мелкой моторики рук «Остудим пирожки». Динамическая пауза «Кто быстрее переложит  пирожки».

Обучение ответам на вопросы, употреблению новых слов в собственной речи, составлению рассказа-описания, звуковой анализ слов, диалог. Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать» (авт. Тараканова Л .В.). Воспитание опрятности, сенсорное воспитание. Динамическая пауза «Тряпичные куклы» (автор тот же).

Художест-венная литература.

Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает»/автор Тараканова Л.В./ (игровые и обрядовые куклы, кукла-продник Бабушка-Варварушка).

Чтение сказки А.Н.Астафьева «Василиса Прекрасная»/обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой/ (кукла- проводник Ариша).

                                                       

 

Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам(кукла-оберег из веника, куклы Забавка, Зернушка, Горошинка, Богач): «Мал, да удал», «Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось», «Делу время, потехе- час».

Умение понимать характеры героев, оценивать, анализи- ровать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Бережное отношение к игрушкам.

 

 Умение слушать, пересказывать отрывки из текста, совместно обсуждать, сопереживать. Воспитывать почтительное отношение к родителям, раскрыть значение «родительского благословения». Уточнить

 представления детей о жанровых особенностях, назна- чении пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы, учить понимать обобщенное значение пословиц, соотносить содержание с текстом. Воспиты-  вать трудолюбие, терпение, учить ценить взаимопомощь Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм(потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. Дидактическая игра «Собери картинку» (совместная деятельность). Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, радость общения.

 

 

Малые фольклорные формы. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, считалок, чистоговорок, прибауток. (Кукла-прводник Голова-ножка Пых с «Чудесным мешочком, куклы из природного материала и овощей).

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях малых фольклорных форм; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»- развитие внимания, памяти, активизация мышления. Воспитание уважительного отношения к товарищам, умение уступать, оказывать поддержку.

  1.  

Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы- проводники, обрядовые и игровыекуклы).

 Учить воспринимать народные музыкальные произведения, выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь. Развлечение «Осень», праздники «Именины», «Рождество», «Масленица».

  •  

Разучивание народных календарных игр для дошкольников «Баба Яга», «Жмурки», «Каравай», «Капуста», «Ай,да птица», «Платок», «Пчелы и ласточка», «Пастух и стадо», «Пятнашки», «Золотые ворота».

Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве; воспитывать умение  преодолевать неудачи, постоять за себя, справедливость. Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.

Художест-венное творчество.

«Укрась кукле сарафан» в технике квилинга».

«Рисование «Они безлики, но пре- красны». Рисование акварелью, вос-ковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.

«Новый кукольный наряд»-создание узоров для украшения кукольной одежды с использо-ванием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.

Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».

Лепка из пластилинас использова-нием природного материала «Бабушки наших кукол».

Повышение внимания ребенка к мотивационным процессам в окружающем мире. Учить строить работу на активизации творческости и креативности. Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетические ощущения; совершенствовать владение различными техниками. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. Учить использовать бумагу разной фактуры, ткань, пользоваться ножницами. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Совершенствовать навыки работы с пластилином, применять природный материал для создания поделок из частей различной формы. При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Поощрять самостоятельность и инициативу. Учить творить на радость окружающим.

Труд.

Изготовление  народной куклы из ниток «Подарок малышам».

«Василисина утеха». Изготовление Куклы-Закрутки(безиголочным способом).

Куклы для «Посиделок».                   Изготовление кукол Пеленашки, Утешницы (безиголочным способом).                                                     

Знакомство с техникой изготовления рукотворных кукол. Вырабатывать навыки трудолюбия. Воспитывать усидчивость, аккуратность, творчество, фантазию. Формировать умение любоваться красотой, стремление творить красивое. Делать приятное кому-либо. Использовать малые формы фольклора. Просмотр видеофильма «Народные тряпичные куклы – наследие старины». Игры со своими рукотворными куклами.

Здоровье.

Цикл познавательных бесед «Береги здоровье с молоду» (Кукла-проводник  Ах-и- Ох).

 

Цикл занятий «Уроки «Мойдодыра»

(Кукла-проводник Мальчик-Карманчик, Кукла-проводник- Пугало Огородное).

 

Учить детей вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня и сна. «Игра- соревнование «быстрее, выше, сильнее»».

Рекомендации детям о необходимости следить за чистотой рук, тела; почему и как надо следить за своими зубами, кожей, волосами. Формировать навыки гигиены. Воспитывать аккуратность, поощрять самостоятельность Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

 

Безопас-ность.

 

 

 

«Один дома». Беседа с детьми (Кукла-проводник Ариша).

 

«По лесу пойдем, букет мы соберем».  Рассказ Бабушки-Забавушки о существовании ядовитых растений».

 

Рассматривание иллюстративного материала « Опасные ситуации в жизни детей» ( Кукла- проводник-Пугало огородное).

 

 

 

 

Развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны жизни и здоровья. Дать представление о том, что опасно и  вредно для здоровья.

Использование малых форм фольклора. Дидактическая игра «Подбери картинку к пословице» : «Не рой другому яму- сам в нее попадешь!».

 

Приучать осторожности во время купания в водоемах, ориентироваться при переходе улиц, не играть на проезжей части улицы. Конкурс рисунков «Пугало огородное пошло гулять»- творческая фантазия по теме.

Социализа-ция.

 

 

«Наши любимые куклы- артисты в наших руках». Импровизированный спектакль с применением кукол-прводников».

«Кто они такие? Эти безликие красавицы?» Рассказ-описание .

 

Интеллектуальная игра «Пойми меня ( о какой из тряпичных кукол я говорю?».

 

«Путешествие в Кукольную страну» Игра- путешествие.

 

«Как поссорились куколки-подруж-ки Крупеничка и Горошинка». Раз-    игрывание авторской сказки на песке; с использованием малых фольклорных форм.

 

 

 

 

Учить организации совместной творческой деятельности, взаимодействие со сверстниками, открытие своего Я.                                                             На примере обследования строения тела кукол учитьделать выволы о том. Что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, но и обладают общими чертами (строение тела, эмоции).

Учить принимать роль в игре со сверстниками,проявлять инициативу в игре.

Использование приобретенных знаний о народных куклах в развитии умения понимать друг друга, делиться своими переживаниямив; в  осознании,какоие чувства испытывают другие по отношению к твоим поступкам.

 Учить анализировать и оценивать конфликтные ситуации, находить конструктивное решение конфликта.

Развитие коммуникативных умений. Создание условий для формирования у детей опыта нравственной деятельности.

       

 

                  Формы и методы работы с родителями по реализации проекта

 

 

Содержание работы

Цель

 

Из страничек «Потешной летописи». Выступление на родительском собрании

Расширить знания родителей об истории происхождения народных кукол, материалов, из которых они были изготовлены, их целевые назначения и роли в жизни народа.

 

История создания «домодельных кукол». Материал для родительского уголка.

Формировать представления родителей о истории создания рукотворных кукол и применение их в повседневной жизни наших предков.

 

«Баю-баюшки-баю…» Консультация для родителей (Как укладывать ребенка спать).

Использование самодельных тряпичных кукол в воспитании детей , создание психологической комфортности.

 

«Мастер – класс для родителей»

«Народная тряпичная кукла»

Обратить внимание родителей на проблему влияния игрушек на познавательное развитие, психическое равновесие и духовно – нравственное воспитание детей

 

Формы и методы работы с педагогами по реализации проекта

 

 

Содержание работы

Цель

 

«Кукольная педагогика для педагогов». Сообщение из опыта работы.

Возможность использования тряпичных рукотворных кукол–проводников как средства повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса, дидактического материала, яркой наглядности.

 

«История народных тряпичных кукол. Информативный материал для педагогов.

Формирование общего представления о происхождении, назначении и роли рукотворных кукол в повседневной жизни предков.

 

«Применение народных кукол из природного материала в коррекционной работе с детьми» Консультация для педагогов из опыта работы.

Распространение педагогического опыта, применение нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ.

 

 «Мастер-класс» для педагогов ДОУ

Знакомство с видами тряпичных кукол, техникой их изготовления. Изготовление куклы Кубышка.

 

 Выступление на РМО старших логопедических групп «Народная кукла- эффективное средство воспитания и обучения детей». «Мастер – класс». Изготовление Куклы Закрутки.

Распространение опыта работы. Формирование представлений у педагогов о народной тряпичной кукле, как эффективном средстве обучения и воспитания дошкольников.

 

 Организация экскурсий для педагогов в Мини – музей нашей группы (создатель: педагог Тараканова Л.В.)

Приобщение педагогов к национальной культуре.

Распространение опыта внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс,  использования нетрадиционных методов обучения.

 

Результат: Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых. игровых,  обережных (автор педагог Тараканова Л.В.) .

Создан Мини-музей «Народная тряпичная кукла» в группе, стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами.

Разработаны и проанализированы Анкеты для родителей, детей, педагогов ДОУ.

Разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка.

Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол».

Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…». Как укладывать спать ребенка (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол».

«Из страничек «Потешной летописи»- выступление на родительском собрании.

Проведены Мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», Куколка на пасхальное яйцо.

Праздник для детей «В гости к Варварушке-хозяюшке» с использованием тряпичных кукол из коллекции Музея и куклы- проводника.

Досуг для детей Аришины прибаутки».                                                                           

Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе  в гости в избу всех приглашу» ( с использованием тряпичных кукол, кукол- проводников).                                                                                                        Проведено интегрированное  занятие по звуковой культуре речи по теме: «Гласные звуки а,о,и.у на бабушкином подворье»  (с использованием тряпичных кукол, кукол-проводников, игр с песком).

Коллективная творческая работа детей «У березки хоровод». Выставка детских работ «Моя куколка самая лучшая».

Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к посиделкам».

Участие родителей в пополнении экспозиции Мини – музея «Народной куклы» в группе.

Участие родителей в подготовке работ к выставке в КВЦ.

Участие в выставке творческих работ «Луховицы- край родной» в  РКВЦ (педагог Тараканова Л.В., сотворческие работы родителей с детьми).

Выставка коллекции авторских работ педагога Таракановой Л.В. «Народная кукла – прошлое и настоящее»» и экспонатов Мини–музея группы №5 в Районном Краеведческом музее.

Участие в Межрегиональной выставке «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО.

Участие в выставке творческих работ детей, родителей, педагогов «От сердца к сердцу» в Историко-художественном музее ЛМР МО.

Участие в областном конкурсе «За вклад в развитие и сохранение в Московской области традиционной народной культуры» (Коллекция народных кукол педагога Таракановой Л.В.-лауреат 2 степени в номинации «Народный мастер декоративно-прикладного творчества).

Организация благотворительной выставки-продажи кукол в фонд помощи детям школы-интерната поселка Белоомут Луховицкого района МО (работы педагога Таракановой Л.В.).

Участие в Международной выставке кукол «Весенний бал на Ветошном» при поддержке Правительства Москвы (Коллекция народных тряпичных кукол педагога Таракановой Л.В.).Участие в Портале  «Я- Гражданин», «Культурный понедельник», раздел ТВ 11 марта 2013 года( интервью с выставки).

Участие в Общероссийском конкурсе методических разработок «Патриотическое воспитание в ОУ»( Диплом третьей степени) Информационно- Методического Центра Межшкольной  Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «КЛИиО» (апрель 2013).

Участие во Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации» ГАОУ ВПО «МГОСГИ», г. Коломна, 17 апреля 2013 года. В сборнике опубликованы две статьи: «Народная тряпичная кукла- эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» и «Тряпичные куклы-проводники-эффективное средство в коррекционной работе по воспитанию и обучению дошкольников» (автор Тараканова Л.В.).

В апреле 2013 года вышла в эфир передача «Город Мастеров» с участием Таракановой Л.В., снятая Телекомпанией « Ринг», в которой педагог рассказывает об истории происхождения кукол, их воспитательном значении для подрастающего поколения, раскрывает «тайны» технологии изготовления кукол безиголочным способом.

Традиционными стали Мастер- классы для школьников, беседы о роли кукол в жизни наших предков, о их смысловом и воспитательном значении, возрождении  народных традиций, сохранения их для будущих поколений. 

В апреле 2013 года- выступление на Районном методическом объединении с обзором материалов Проекта с целью распространения педагогического опыта среди педагогов района, а также показом Мастер-класса по изготовлению кукол безиголочным способом.(Педагог Тараканова Л.В.)

Создан Мини-музей тактильных ощущений, в основе которого экспонаты- материалы, из которых изготавливаются куклы(ткани, вата, нитки, шишки, веточки, березовые чурочки, каштаны, различные крупы и т.д.).

Подготовлен и сдан в печать материал по народной тряпичной кукле «Девкина забавка» для журнала «Луховичок» (июнь 2013г.).

Организация экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района,  солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ, Районный Краеведческий музей.

 Ресурсное обеспечение:

 

-Традиционные тряпичные куклы из экспозиции Мини-музея «Народной куклы» , авторские куклы- проводники, народные куклы с использованием природного материала и рукотворные традиционные тряпичные куклы(автор Тараканова Л.В.).

-Творческие работы детей, совместные работы «родитель- ребенок»;

-Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта.

-Атрибуты для сюжетно-ролевыхигр, посиделок с использованием тряпичных кукол.

-Народные игры; атрибуты для игр.

-Книги, журналы, фотоматериалы. Компьютер, аудио и видео записи, DVD.

 

 Выводы:

 

   В ходе достижения цели и решении поставленных задач по реализации данного пректа выявлено, что в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры, использования народных кукол из природного материала,  рукотворных тряпичных кукол и кукол-проводников ( автор педагог Тараканова Л.В.) как эффективного средства обучения и воспитания, дидактического материала значительно повысился уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками по всем образовательным областям; возрос уровень развития интегративных качеств личности у детей; повысилась активность участия родителей в воспитательно- образовательном процессе; имеет место распространение педагогического опыта по внедрению инновационных технологий , применению нетрадиционных методов работы с детьми. Осуществлена связь с социумом.

   В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий , в положительную сторону изменились представления детей о добре , милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. , повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.           Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно- патриотических позиций.          

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ludmilavt61 (15.10.2015)
Просмотров: 7397 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 karpotatjana • 06:44, 01.10.2016
Отличная работа! Прочитала  с удовольствием. Возьму на  заметку. Спасибо за публикацию.
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
uCoz