«Народная тряпичная кукла - эффективное средство духовно- нравственного воспитания и обучения дошкольников».
Актуальность проекта:
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта. Однако, имеет место недостаточное внимание педагогов, родителей к использованию народной куклы в духовно- нравственном воспитании детей.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Традиционная тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Цели:
-Духовно-нравственное воспитание дошкольников на народных традициях посредством использования народных тряпичных кукол и кукол-проводников (автор Тараканова Л.В.) как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей в коррекционной работе и на занятиях -ДОУ, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, воспитания и комплексного развития личности в целом.
-Поиск новых форм, методов духовно- нравственного воспитания и развития, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол, кукол, сделанных с использованием природного материала, рукотворных кукол-проводников. (авторская работа) в качестве эффективного средства воспитания и познавательного развития дошкольников.
Задачи: 1. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных и кукол с использованием природного материала), их смыслового значения для людей . Формирование у старших дошкольников системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.
2. Обобщение и систематизация представления у детей о народной тряпичной кукле; развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения. 3. Повышение речевой активности, расширение объема словаря, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие диалоговой , связной речи, развитие понимания речи.
4.Формирование выразительности, точности речи; учить пониманию переносного значения слов в процессе ознакомления с произведениями малых фольклорных форм на занятиях с использованием народных рукотворных кукол.
5. Развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, природным материалом, из которого сотворены куклы (каштан, шишки, березовое полено, горох, семечки и т.д.) в коррекционной работе с детьми; на занятиях по художественному конструированию и аппликации.
6.Развитие детского творчества, эстетического вкуса. 7. Повышение двигательной активности детей посредством знакомства с русскими народными играми в процессе занятий с использованием рукотворных кукол.
8. Воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта. Воспитание трудолюбия, аккуратности.
9. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития игровой деятельности на основе познавательного интереса к тряпичной народной кукле, развитие творческого начала, воображения.
10. Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта. Обеспечить связь с социумом: РКВЦ, Районным Краеведческим музеем .
Ожидаемые результаты: ориентируясь на Федеральные Государственные Требования в дошкольном образовании в процессе приобщения детей к национальной культуре, частью которой являются рукотворные тряпичные куклы ,
значительно повышение уровня знаний, умений и навыков по областям непосредственно образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа..
Развитие практически всех интегративные качеств личности у детей.
1.«Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»- в процессе работы с бумагой , тканью, обрыва и скатывания салфеток выкладывания узоров из природного материала, изготовлении народной куклы развивается мелкая моторика руки; участие в народных подвижных играх развивает быстроту действий, выносливость, ловкость.
2.«Любознательный, активный»- заинтересовывает народная игрушка: ее
история, самостоятельное выполнение, ребенок принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.
3.«Эмоционально отзывчивый»- народная игрушка вызывает положительные
эмоции, тем более выполненная для игры самостоятельно.
4.«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»- в процессе работы дети взаимодействуют как с
педагогом, так и с товарищами.
5.«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»- при создании рукотворной игрушки, аппликации из ткани, поделок из природного материала, используемого в изготовлении кукол дети планируют последовательность выполнения работы.
6. « Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»- при постановке задачи себе ребенок обдумывает какой узор интереснее
сделать, какой материал подготовить.
7. « Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»- знакомятся с русскими обычаями и традициями через познание истории тряпичной куклы, ее смыслового значения, материалами с использованием которых она изготовлена, осознают роли в жизнедеятельности наших предков, играх детей.
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»- при организованной образовательной деятельности ребенок слушает взрослого,
работает вначале по образцу, принимает поставленную задачу.
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками»- сформированные умения и навыки помогают ребенку творчески реализовываться.
Расширение представлений родителей и педагогов о применении народных тряпичных кукол и кукол-проводников как эффективного средства в духовно- нравственном воспитании и образовании дошкольников. Повышение родительской активности в воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию нравственно-духовной сферы у детей. Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Участники проекта:
- педагоги
- дети старшей группы
- родители
- сотрудники РКВЦ, Районного Краеведческого музея.
Теоретическое обоснование темы.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым.
Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение к близким.
Лоскутная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль.
Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность. «Домодельная» тряпичная кукла – тот « инструмент», который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.
Однако, имеет место недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей; незнание детьми истории создания, целевого назначения и роли кукол в повседневной жизни наших предков. Наблюдается противоречие в приобщении дошкольников к национальной культуре и недостаточной разработанность теоретического обоснования педагогических условий на занятиях в ДОУ.
.Теоретическая часть.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.
Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Сила народной педагогики- в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.
Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению .
Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
С.А. Козлова и Т.А. Куликов сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.
Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э.А. Баллером, Э.В. Ильенковым, А.В. Каменец, Ю.А. Лукиным, Э.Ю.Соловьевым и др
В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с родной культурой и национальными традициями.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, соблюдению исторической преемственности поколений, приобщению дошкольников к национальной культуре, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности возрождения народных традиций, частью которых является « домодельная кукла», в современных условиях содействующих воспитанию и развитию личности .
Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.
Традиционная тряпичная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Единый технологический процесс даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.
Важна еще одна особенность в строении традиционной куклы. Конструктивная основа - это доминанта вертикали. Какая бы ни была внешняя оболочка, сердцевина одна - стремление вверх. Так в конструкции подобия человека (куклы) отражена суть человеческой жизни - духовное развитие.
Народная кукла отличается большими возможностями, побуждающими ребенка к активной игре, к действию, требует от ребенка живого участия.
Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память.
С педагогической точки зрения народная тряпичная кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников.
Рукотворная игрушка способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений, благотворно влияет на формирование психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
В научной педагогической литературе последних лет обращено внимание на возможность использования тряпичных кукол в образовательно-воспитательной работе, как средства для поддержания интереса, активизации деятельности детей, в коррекционной работе на занятиях в детском саду, что способствует развитию речевых навыков, вариативности мышления; активизирует память, мыслительные операции; снижает утомляемость; позволяет дольше сохранять внимание, концентрировать целенаправленность деятельности детей; активизирует познавательный интерес детей к изучаемому материалу; дает дополнительную возможность активному внедрению проблемно-диалоговой технологии; позволяет максимально раскрыть личностный потенциал каждого ребенка; положительно влияет на комплексное развитие личности в целом.
Тряпичные куклы являются ярким демонстрационным и дидактическим материалом. Способствуют формированию творческой активности детей, развитию эстетического вкуса. В совокупности применения рукотворных кукол с малыми фольклорными формами у детей наблюдается комплексное развитие познавательно-речевой активности.
Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен большой потенциал нравственного и духовного развития. Тряпичная кукла благотворно влияет на воспитание духовно-нравственных качеств личности, способствует развитию коммуникативных способностей; дает возможность самовыражению и самопознанию. В этом основная ценность традиционной культуры.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми ,воспитание детей в национальных традициях.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа, содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять, восстановить связь с прошлым донести до детей то, что они являются носителями русской культуры, воспитывать в национальных традициях, патриотами.
Формы и методы работы с детьми по реализация проекта
ОНО деятель-ности
|
Содержание работы
|
Цель
|
-
Формирова-ние целостной
картины мира.
Расширение кругозора
|
Цикл бесед « Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»; « В тереме расписном живу, к себе в избу всех гости приглашу» (предметы ста- рины, тряпичные обрядовые и игро-вые куклы, куклы, изготовленные из природного материала).
Занятие «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол (из березового полена, веток, травы и листьев.)».
Занятие «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые).
Занятие «История русского костюма»(кукла-проводник Мальчик-Карманчик с набором цветных карандашей).
Путешествие в Зал народной игрушки Мини-музея в группе. «Тряпичная кукла- прошлое и настоящее» (кукла-проводник Домовенок Кузя- хранитель Мини-музея, тряпичные рукотворные куклы / совместная деятельность родителей с детьми, авторские куклы педагога Таракановой Л.В./).
«Хоть игрушка и забава, но прийдется вам по нраву» (куклы- проводники /авторская работы педагога Таракановой Л.В./).
|
Формирование представления о традиционной жизни, труде крестьян их мировоззрении; ознакомление с предметами быта, знакомство с традициями, обычаями русского народа. Развитие познавательно-речевой деятельности, умений ,слушания, говорения; пополнение словарного запаса. Приобщение детей к русской национальной культуре .Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей.
Познакомить с историей кукол из природного материала, приобщать к истокам народной культуры. Развитие лексико-грамматического строя речи;
умения анализировать и делать выводы. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок» с использованием засушенных листьев березы, клена, каштана.
Воспитывать основы экологического сознания, бережного отношения к природе. Учить видеть взаимосвязи человека с природой .
Формировать представления детей о тряпичной кукле, ее роли в повседневной жизни наших предков. Развитие познавательного интереса, ассоциативного и образного мышления, внимания, памяти. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. Повышение рече-вой активности. Воспитание духовно-нравственных качеств личности. Игры-посиделки с куклами.
Знакомство с историей, особенностями внешнего вида. Обобщить и конкретизировать знания о русском нацио- нальном костюме. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса. Воспитание патриотических чувств, гордости за свою Родину. Игровое задание «Укрась кокошник и сарафан русскими узорами» (рисование).
Обобщить и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, ее значении в жизни наших
прабабушек и прадедов, ее месте и роли в их быте, труде, мировоззрении. Знакомить с народными праздниками и традициями , рассказать, по какому случаю «вертели» лоскутных кукол, кому и когда дарили.
Рассказ о смысловом значении, роли кукол-провод-ников, применении на занятиях и в играх. Учить овладевать навыками первичного анализа на примере знакомства с экспонатами Мини-музея. Развитие познавательно-речевой активности, диалога. Воспитание нравственно-этических норм общения; усвоение правил поведения в музее. Разыгрывание сказки «Крупеничка». Развитие творческих способностей детей.
|
-
|
Тема: «Народная игрушка. Лоскут-ная история» (народные тряпичные куклы).
Тема: «Осень». « Как прекрасны вы в таком наряде!» (куклы из листьев, полена, травы, плодов деревьев).
Тема: «Овощи. Тыква в сарафане» (куклы из овощей, кукла-проводник Ариша).
Тема: «Посуда. В гости Бабушке-Забавушке на пироги» (предметы утвари, кукла-проводник, кукла из теста).
Тема: «Одежда. Наряды «домодель-ных кукол» (тряпичные рукотворные куклы, кукла-проводник клоун Петруша).
|
Расширение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя, связной речи, развитие мелкой моторики руки (штриховка), игры с куклами из бабушкиной шкатулки. Разучивание прибауток, поте- шек использование в играх с куклами. Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица). Развитие тактильных ощущений. Воспитание бе-режного отношения к игрушкам. Совместны игры.
Закрепление тематического словаря, навыков словообразования, словоизменения, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка, коррекционные упражнения с чурочкой-бачурочкой, шишками, желу- дями, каштанами: развитие мелкой моторики рук.
Развитие фонематического слуха, умение группировать слова, обучение конструированию словосочетаний, и предложений, обогащение словаря. Умение разгадывать, загадывать загадки. Воспитание трудолюбия.
Расширение объема словаря, развитие интереса и внимания к слову, употребление новых слов в речи, упражнения на развитие дыхания и мелкой моторики рук «Остудим пирожки». Динамическая пауза «Кто быстрее переложит пирожки».
Обучение ответам на вопросы, употреблению новых слов в собственной речи, составлению рассказа-описания, звуковой анализ слов, диалог. Пальчиковая гимнастика «Будем кукол мы считать» (авт. Тараканова Л .В.). Воспитание опрятности, сенсорное воспитание. Динамическая пауза «Тряпичные куклы» (автор тот же).
|
Художест-венная литература.
|
Рассказывание авторской сказки «Материнская ласка конца не знает»/автор Тараканова Л.В./ (игровые и обрядовые куклы, кукла-продник Бабушка-Варварушка).
Чтение сказки А.Н.Астафьева «Василиса Прекрасная»/обратить внимание на общение Василисы со своей тряпичной куколкой/ (кукла- проводник Ариша).
Малые фольклорные формы, Составление рассказов по пословицам(кукла-оберег из веника, куклы Забавка, Зернушка, Горошинка, Богач): «Мал, да удал», «Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось», «Делу время, потехе- час».
|
Умение понимать характеры героев, оценивать, анализи- ровать их поступки, различать образные выражения, ввести в речь фразеологизмы «душа в душу», «водой не разольешь». Воспитывать доброту, заботу о близких, вежливость. Бережное отношение к игрушкам.
Умение слушать, пересказывать отрывки из текста, совместно обсуждать, сопереживать. Воспитывать почтительное отношение к родителям, раскрыть значение «родительского благословения». Уточнить
представления детей о жанровых особенностях, назна- чении пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы, учить понимать обобщенное значение пословиц, соотносить содержание с текстом. Воспиты- вать трудолюбие, терпение, учить ценить взаимопомощь Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм(потешки, загадки, чистоговорки, песенки, пословицы, считалки, прибаутки); учить пониманию переносного значения образных выражений; развивать внимание, память, образное мышление. Дидактическая игра «Собери картинку» (совместная деятельность). Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, радость общения.
|
|
Малые фольклорные формы. Заучивание пословиц, поговорок, загадок, считалок, чистоговорок, прибауток. (Кукла-прводник Голова-ножка Пых с «Чудесным мешочком, куклы из природного материала и овощей).
|
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях малых фольклорных форм; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»- развитие внимания, памяти, активизация мышления. Воспитание уважительного отношения к товарищам, умение уступать, оказывать поддержку.
|
-
|
Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы- проводники, обрядовые и игровыекуклы).
|
Учить воспринимать народные музыкальные произведения, выполнять движения различного ритмического рисунка, координировать движения и речь. Развлечение «Осень», праздники «Именины», «Рождество», «Масленица».
|
|
Разучивание народных календарных игр для дошкольников «Баба Яга», «Жмурки», «Каравай», «Капуста», «Ай,да птица», «Платок», «Пчелы и ласточка», «Пастух и стадо», «Пятнашки», «Золотые ворота».
|
Знакомство с народными календарными играми; развитие смекалки, воображения; ловкости, действие по сигналу, ориентация в пространстве; воспитывать умение преодолевать неудачи, постоять за себя, справедливость. Популяризовать народные игры в повседневной жизни. Использовать считалки, выбор водящего.
|
Художест-венное творчество.
|
«Укрась кукле сарафан» в технике квилинга».
«Рисование «Они безлики, но пре- красны». Рисование акварелью, вос-ковыми мелками, цветными карандашами, гуашью.
«Новый кукольный наряд»-создание узоров для украшения кукольной одежды с использо-ванием семечек, семени льна, круп, цветного песка, цветных салфеток.
Аппликация из ткани «Лоскутная куколка».
Лепка из пластилинас использова-нием природного материала «Бабушки наших кукол».
|
Повышение внимания ребенка к мотивационным процессам в окружающем мире. Учить строить работу на активизации творческости и креативности. Помочь ребенку осознать себя в контакте духовного мира. Развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестетические ощущения; совершенствовать владение различными техниками. Закреплять навыки работы с карандашом, красками. Учить использовать бумагу разной фактуры, ткань, пользоваться ножницами. Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об орнаменте. Закреплять знания о народных куклах как изделиях декоративного промысла. Совершенствовать навыки работы с пластилином, применять природный материал для создания поделок из частей различной формы. При лепке куклы учить соблюдать особенности пропорций тела, величину фигуры, отражать характер покоя. Воспитывать аккуратность, усидчивость. Поощрять самостоятельность и инициативу. Учить творить на радость окружающим.
|
Труд.
|
Изготовление народной куклы из ниток «Подарок малышам».
«Василисина утеха». Изготовление Куклы-Закрутки(безиголочным способом).
Куклы для «Посиделок». Изготовление кукол Пеленашки, Утешницы (безиголочным способом).
|
Знакомство с техникой изготовления рукотворных кукол. Вырабатывать навыки трудолюбия. Воспитывать усидчивость, аккуратность, творчество, фантазию. Формировать умение любоваться красотой, стремление творить красивое. Делать приятное кому-либо. Использовать малые формы фольклора. Просмотр видеофильма «Народные тряпичные куклы – наследие старины». Игры со своими рукотворными куклами.
|
Здоровье.
|
Цикл познавательных бесед «Береги здоровье с молоду» (Кукла-проводник Ах-и- Ох).
Цикл занятий «Уроки «Мойдодыра»
(Кукла-проводник Мальчик-Карманчик, Кукла-проводник- Пугало Огородное).
|
Учить детей вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня и сна. «Игра- соревнование «быстрее, выше, сильнее»».
Рекомендации детям о необходимости следить за чистотой рук, тела; почему и как надо следить за своими зубами, кожей, волосами. Формировать навыки гигиены. Воспитывать аккуратность, поощрять самостоятельность Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
|
Безопас-ность.
|
«Один дома». Беседа с детьми (Кукла-проводник Ариша).
«По лесу пойдем, букет мы соберем». Рассказ Бабушки-Забавушки о существовании ядовитых растений».
Рассматривание иллюстративного материала « Опасные ситуации в жизни детей» ( Кукла- проводник-Пугало огородное).
|
Развитие самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны жизни и здоровья. Дать представление о том, что опасно и вредно для здоровья.
Использование малых форм фольклора. Дидактическая игра «Подбери картинку к пословице» : «Не рой другому яму- сам в нее попадешь!».
Приучать осторожности во время купания в водоемах, ориентироваться при переходе улиц, не играть на проезжей части улицы. Конкурс рисунков «Пугало огородное пошло гулять»- творческая фантазия по теме.
|
Социализа-ция.
|
«Наши любимые куклы- артисты в наших руках». Импровизированный спектакль с применением кукол-прводников».
«Кто они такие? Эти безликие красавицы?» Рассказ-описание .
Интеллектуальная игра «Пойми меня ( о какой из тряпичных кукол я говорю?».
«Путешествие в Кукольную страну» Игра- путешествие.
«Как поссорились куколки-подруж-ки Крупеничка и Горошинка». Раз- игрывание авторской сказки на песке; с использованием малых фольклорных форм.
|
Учить организации совместной творческой деятельности, взаимодействие со сверстниками, открытие своего Я. На примере обследования строения тела кукол учитьделать выволы о том. Что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, но и обладают общими чертами (строение тела, эмоции).
Учить принимать роль в игре со сверстниками,проявлять инициативу в игре.
Использование приобретенных знаний о народных куклах в развитии умения понимать друг друга, делиться своими переживаниямив; в осознании,какоие чувства испытывают другие по отношению к твоим поступкам.
Учить анализировать и оценивать конфликтные ситуации, находить конструктивное решение конфликта.
Развитие коммуникативных умений. Создание условий для формирования у детей опыта нравственной деятельности.
|
|
|
|
|
Формы и методы работы с родителями по реализации проекта
|
Содержание работы
|
Цель
|
|
Из страничек «Потешной летописи». Выступление на родительском собрании
|
Расширить знания родителей об истории происхождения народных кукол, материалов, из которых они были изготовлены, их целевые назначения и роли в жизни народа.
|
|
История создания «домодельных кукол». Материал для родительского уголка.
|
Формировать представления родителей о истории создания рукотворных кукол и применение их в повседневной жизни наших предков.
|
|
«Баю-баюшки-баю…» Консультация для родителей (Как укладывать ребенка спать).
|
Использование самодельных тряпичных кукол в воспитании детей , создание психологической комфортности.
|
|
«Мастер – класс для родителей»
«Народная тряпичная кукла»
|
Обратить внимание родителей на проблему влияния игрушек на познавательное развитие, психическое равновесие и духовно – нравственное воспитание детей
|
Формы и методы работы с педагогами по реализации проекта
|
Содержание работы
|
Цель
|
|
«Кукольная педагогика для педагогов». Сообщение из опыта работы.
|
Возможность использования тряпичных рукотворных кукол–проводников как средства повышения эффективности воспитательно–образовательного процесса, дидактического материала, яркой наглядности.
|
|
«История народных тряпичных кукол. Информативный материал для педагогов.
|
Формирование общего представления о происхождении, назначении и роли рукотворных кукол в повседневной жизни предков.
|
|
«Применение народных кукол из природного материала в коррекционной работе с детьми» Консультация для педагогов из опыта работы.
|
Распространение педагогического опыта, применение нетрадиционных форм работы с детьми в ДОУ.
|
|
«Мастер-класс» для педагогов ДОУ
|
Знакомство с видами тряпичных кукол, техникой их изготовления. Изготовление куклы Кубышка.
|
|
Выступление на РМО старших логопедических групп «Народная кукла- эффективное средство воспитания и обучения детей». «Мастер – класс». Изготовление Куклы Закрутки.
|
Распространение опыта работы. Формирование представлений у педагогов о народной тряпичной кукле, как эффективном средстве обучения и воспитания дошкольников.
|
|
Организация экскурсий для педагогов в Мини – музей нашей группы (создатель: педагог Тараканова Л.В.)
|
Приобщение педагогов к национальной культуре.
Распространение опыта внедрения инновационных технологий в образовательно-воспитательный процесс, использования нетрадиционных методов обучения.
|
Результат: Создание коллекции традиционных тряпичных кукол обрядовых. игровых, обережных (автор педагог Тараканова Л.В.) .
Создан Мини-музей «Народная тряпичная кукла» в группе, стилизованный уголок «под старину» для игр детей. «Бабушкина шкатулка», «Бабушкин сундучок», «Дедушкин чемодан» для сюжетных и театрализованных игр с тряпичными куклами.
Разработаны и проанализированы Анкеты для родителей, детей, педагогов ДОУ.
Разработаны рекомендации для родителей по проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное воспитание, познавательное, психическое развитие ребенка.
Собран и оформлен информативный материал для родительского уголка «История создания «домодельных кукол».
Проведены консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…». Как укладывать спать ребенка (с использованием куколки для сна), «Мир лоскутных кукол».
«Из страничек «Потешной летописи»- выступление на родительском собрании.
Проведены Мастер-классы для родителей «Народная кукла Куватка», Куколка на пасхальное яйцо.
Праздник для детей «В гости к Варварушке-хозяюшке» с использованием тряпичных кукол из коллекции Музея и куклы- проводника.
Досуг для детей Аришины прибаутки».
Развлечение для детей с участием родителей «В тереме расписном живу, к себе в гости в избу всех приглашу» ( с использованием тряпичных кукол, кукол- проводников). Проведено интегрированное занятие по звуковой культуре речи по теме: «Гласные звуки а,о,и.у на бабушкином подворье» (с использованием тряпичных кукол, кукол-проводников, игр с песком).
Коллективная творческая работа детей «У березки хоровод». Выставка детских работ «Моя куколка самая лучшая».
Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к посиделкам».
Участие родителей в пополнении экспозиции Мини – музея «Народной куклы» в группе.
Участие родителей в подготовке работ к выставке в КВЦ.
Участие в выставке творческих работ «Луховицы- край родной» в РКВЦ (педагог Тараканова Л.В., сотворческие работы родителей с детьми).
Выставка коллекции авторских работ педагога Таракановой Л.В. «Народная кукла – прошлое и настоящее»» и экспонатов Мини–музея группы №5 в Районном Краеведческом музее.
Участие в Межрегиональной выставке «Рождественская» в ЛМР РКВЦ МО.
Участие в выставке творческих работ детей, родителей, педагогов «От сердца к сердцу» в Историко-художественном музее ЛМР МО.
Участие в областном конкурсе «За вклад в развитие и сохранение в Московской области традиционной народной культуры» (Коллекция народных кукол педагога Таракановой Л.В.-лауреат 2 степени в номинации «Народный мастер декоративно-прикладного творчества).
Организация благотворительной выставки-продажи кукол в фонд помощи детям школы-интерната поселка Белоомут Луховицкого района МО (работы педагога Таракановой Л.В.).
Участие в Международной выставке кукол «Весенний бал на Ветошном» при поддержке Правительства Москвы (Коллекция народных тряпичных кукол педагога Таракановой Л.В.).Участие в Портале «Я- Гражданин», «Культурный понедельник», раздел ТВ 11 марта 2013 года( интервью с выставки).
Участие в Общероссийском конкурсе методических разработок «Патриотическое воспитание в ОУ»( Диплом третьей степени) Информационно- Методического Центра Межшкольной Гуманитарной Интеллектуальной Ассоциации «КЛИиО» (апрель 2013).
Участие во Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации» ГАОУ ВПО «МГОСГИ», г. Коломна, 17 апреля 2013 года. В сборнике опубликованы две статьи: «Народная тряпичная кукла- эффективное средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» и «Тряпичные куклы-проводники-эффективное средство в коррекционной работе по воспитанию и обучению дошкольников» (автор Тараканова Л.В.).
В апреле 2013 года вышла в эфир передача «Город Мастеров» с участием Таракановой Л.В., снятая Телекомпанией « Ринг», в которой педагог рассказывает об истории происхождения кукол, их воспитательном значении для подрастающего поколения, раскрывает «тайны» технологии изготовления кукол безиголочным способом.
Традиционными стали Мастер- классы для школьников, беседы о роли кукол в жизни наших предков, о их смысловом и воспитательном значении, возрождении народных традиций, сохранения их для будущих поколений.
В апреле 2013 года- выступление на Районном методическом объединении с обзором материалов Проекта с целью распространения педагогического опыта среди педагогов района, а также показом Мастер-класса по изготовлению кукол безиголочным способом.(Педагог Тараканова Л.В.)
Создан Мини-музей тактильных ощущений, в основе которого экспонаты- материалы, из которых изготавливаются куклы(ткани, вата, нитки, шишки, веточки, березовые чурочки, каштаны, различные крупы и т.д.).
Подготовлен и сдан в печать материал по народной тряпичной кукле «Девкина забавка» для журнала «Луховичок» (июнь 2013г.).
Организация экскурсий для детей, родителей воспитанников, педагогов, школьников, членов Общества ветеранов, представителей Литературно-краеведческого общества Луховицкого района, солдат срочной службы, жителей района в РКВЦ, Районный Краеведческий музей.
Ресурсное обеспечение:
-Традиционные тряпичные куклы из экспозиции Мини-музея «Народной куклы» , авторские куклы- проводники, народные куклы с использованием природного материала и рукотворные традиционные тряпичные куклы(автор Тараканова Л.В.).
-Творческие работы детей, совместные работы «родитель- ребенок»;
-Иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта.
-Атрибуты для сюжетно-ролевыхигр, посиделок с использованием тряпичных кукол.
-Народные игры; атрибуты для игр.
-Книги, журналы, фотоматериалы. Компьютер, аудио и видео записи, DVD.
Выводы:
В ходе достижения цели и решении поставленных задач по реализации данного пректа выявлено, что в процессе приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры, использования народных кукол из природного материала, рукотворных тряпичных кукол и кукол-проводников ( автор педагог Тараканова Л.В.) как эффективного средства обучения и воспитания, дидактического материала значительно повысился уровень овладения детьми необходимыми умениями и навыками по всем образовательным областям; возрос уровень развития интегративных качеств личности у детей; повысилась активность участия родителей в воспитательно- образовательном процессе; имеет место распространение педагогического опыта по внедрению инновационных технологий , применению нетрадиционных методов работы с детьми. Осуществлена связь с социумом.
В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий , в положительную сторону изменились представления детей о добре , милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. , повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков. Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно- патриотических позиций.
|