Конспект занятия по образовательной области
«Познавательное развитие»
по теме: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ»
для детей подготовительной логопедической группы
по курсу «Здравствуй, мир» (Программа «Детский сад 2100»
с применением проблемно - диалогической технологии обучения.
Программное содержание: познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнить с тем, как это делалось в старину. Развивать речевые навыки, диалогическую речь, учить анализировать, делать выводы, формировать оценочные умения, развивать коммуникативные навыки, расширять словарный запас; развивать мелкую моторику и тактильные ощущения рук. Закреплять знания о насыпных народных тряпичных куклах.
Материалы к занятию: колосья ржи и пшеницы, зёрна пшеничные, мука, хлеб ржаной (чёрный) и пшеничный (белый), мучные изделия.
ПК, Слайд-шоу «Хлеб-всему голова»: репродукции картины «На пашне» М.К. Клодта, картины «Сеятель» Г.Г. Мясоедова, картины «Рожь» И.И. Шишкина, картины «Жатва» Г.Г. Мясоедова; иллюстрации с изображением мельницы, трактора, комбайна.
Пособие для детей 5-6 лет (закладка на стр. 47), простые карандаши.
Для опыта: зёрна пшеницы, баночка с землёй, лейка с водой;
мешочек- заготовка для куклы Зерновушки, нитки, лоскутки ткани для кукольной одежды.
Ход занятия
- Сейчас я предложу вам посмотреть картины известных русских художников (показ слайд – шоу с коментариями педагога).
- Подумайте и скажите, почему так говорят: «Хлеб всему голова»?
Игра «Найди пару» или задание
«Расскажите, как выращивали хлеб раньше...» в пособии.
- На прошлом занятии мы с вами продолжили наше путешествие в степи. Что же мы там увидели? (Огромные поля, засеянные пшеницей.)
- Почему люди именно в тех местах с давних времён сажают хлеб? Там очень плодородная почва, поэтому и собирают огромный урожай зерна. Степные районы кормят хлебом всю страну.
Соедините нужные картинки по порядку и расскажите о том, как выращивали, собирали хлеб в старину. А как это происходит сейчас? Попробуйте найти пары верхним картинкам из нижних.
Затруднение - городские дети почти совсем не знают, как выполнить это задание, а сельские - знают не точно.
(Решение о том, как справиться с заданием, дети могут принять самостоятельно в процессе беседы с воспитателем.)
- В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Придумали эти машины конструкторы, а собрали - рабочие на машиностроительном заводе.
- Что происходит весной на полях? Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинается пахота.
- Чем вспахивали землю в старину?
- А сейчас? Едет по полю трактор, а ведёт его... тракторист. Теперь можно начинать сеять! К трактору прицепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
- А как сеяли раньше? Покажите.
- Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки. Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость - она уничтожает все сорные травы.
Наконец пшеница созрела. Что дальше? Колхозники начинают жатву. Тогда на поле выходит другая машина - комбайн. Управляет машиной комбайнер.
Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зерна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирая солому в копны.
Динамическая пауза «Сеем, посеваем».
- Как сеяли хлеб в старину?
- А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите.
- Куда везут готовое зерно? Готовое зерно везут на мукомольным завод.
Мука готова. Что дальше?
- С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, где пекут буханки, булки, батоны, баранки - всё то, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.
Работа в пособии на применение полученных знаний:
- Можете ли вы теперь найти пары всем рисункам? Расскажите где и как сейчас выращивают и производят хлеб.
- Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда. был вкусный, душистый хлеб.
Русская народная пословица гласит: «Не трудиться - хлеба не добиться». Объясните её значение.
Опытно - экспериментаторская работа «Сделаем куклу Зерновушку» :
В старину детям после жатвы изготавливали насыпных кукол. Сейчас такую куклу сделаем и мы. Внимательно наблюдайте за ходом работы, чтобы сделать такую же куколку дома. А желающие дети могут мне помочь, (воспитатель вместе с детьми изготавливает куклу и помещает её на полку в Мини – музей «Народная кукла»).
- Дети всю зиму играли с куклами, считалось, что такие куклы наполняются детской энергией и будущий урожай станет более богатым.
- А следующий наш опыт - посев пшеничных зёрен. В почву посеем семена, засыплем их небольшим слоем земли, польём водой , поставим в светлое тёплое место и будем наблюдать за развитием их роста.
- Теперь подойдём к столу, на котором вы видите миску с мукой, стакан с водой. Сейчас мы замесим тесто. (Дети вместе с воспитателем замешивают тесто).
-Что можно приготовить из теста?
Итог занятия:
- О чём мы сегодня говорили?
-Что узнали нового? Что показалось наиболее интересным?
- Какие опыты мы провели?
-О чём расскажите дома, друзьям.
Заканчивается занятие чаепитием. На столе угощения: булочки кренделя, пряники, баранки.
|