«Что посеешь, то и пожнёшь».
Тараканова Людмила Вячеславовна
воспитатель МБДОУ детский сад
комбиниров. вида №5 «Родничок»
г. Луховицы Московской области,
член Международного
Объединения авторов кукол.
«Что посеешь, то и пожнешь»,- так гласит русская народная пословица.
Сколько мудрости заложено в такой краткой фразе!
Я работаю с детьми дошкольного возраста уже более тридцати лет. Двенадцать лет педагогической деятельности связано с работой в сфере коррекционной педагогики с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Такие дети характеризуются пониженным уровнем внимания, восприятия, усидчивости, быстрой утомляемостью, многие мало коммуникабельны. Именно поэтому я постоянно ищу новые формы и методы работы для повышения уровня знаний, умений и навыков в различных областях НОД, играх, создании благоприятной и комфортной развивающей среды в группе.
Наряду с инновационными педагогическими технологиями ( ПК, ЭОРы) применяю элементы народной педагогики, а так же нетрадиционные формы и методы обучения (песочную игротерапию, акватерапию, куклотерапию), сочетаю вербальные и невербальные методы, использую зрительную символику, наглядность и т.д. Обязательным условием считаю учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей дошкольников. Применяю фронтальные и индивидуальные формы работы для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка.
Конспект интегрированного занятия разработан автором, в том числе сказка, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, коррекционные упражнения, персонажи сказки- народные тряпичные куклы, иллюстрации к ней, практическое задание в виде психотренинга так же являются разработкой автора, фотографии предоставлены родителями воспитанников.
С уважением, Людмила Тараканова. Спасибо!
Устное народное творчество, богатое вымыслом, выраженное красочным, образным словом, оптимистичное в своей сущности, отражает житейский опыт «чаяния и ожидания» народа, оно является важнейшим средством воспитания детей всех возрастов.
Эта собственная (авторская) сказка, сочинённая по образцу народных, удерживает в себе главное - прелесть и свободу сказочного чуда. В ней - следование принципам фольклорных сказок.
Как и в народных сказках здесь соседствуют красота земного бытия и горечь чувств терпящих бедствие людей.
На создание сказки меня вдохновили красота и необыкновенность моих народных тряпичных кукол, каждый образ которых имеет определённое смысловое значение и «верчу» я их без игл с большой любовью, на радость детям.
Дети неравнодушны к куклам. Куклы будоражат детское воображение, побуждают к общению. Надо видеть, как «загораются» глаза детей, меняется их облик, настроение в играх с куклами. Поэтому и сказка воспринимается по- иному, остаётся надолго в памяти и мои воспитанники постоянно возвращаются к ней, активно включаясь в игры с куклами, либо выполняя творческие работы, трудовые поручения.
В сказках - щедрость воображения, глубина размышления о человеческой жизни, волнение запечатлённого чувства.
В сказке жизнь простого народа получает образное отражение. В этих образах ценится больше всего то, что обнаруживает их причастность к ценностям гуманистической культуры к культуре людей, которые борются за лучшее устройство жизни, за социальную справедливость, достоинство человека, за творчество его мечты о нравственном и духовном совершенстве.
Авторская сказка, дополненная народными пословицами, поговорками, потешками, проиллюстрированная самодельными картинками в виде коллажа, проигранная с применением народных тряпичных кукол способствует усвоению детьми добродетели, воспитанию послушания на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпению, милосердию, трудолюбию; побуждает помогать друг другу, заботиться о младших и почитать старших; вызывает потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
Такая сказка, идущая от сердца, помогает детям усвоить духовно- нравственные категории, приобщить их к опыту православной культуры, знакомит с историческим культурным наследием нашего народа, формирует чувства патриотизма, причастности к истории Отечества.
В процессе кропотливой предварительной работы, ознакомлению со сказкой в во время занятия и последующих творческих играх с персонажами- куклами развивается познавательно- речевая сфера, гармонизируется психическое развитие у детей, обогащается словарный запас, развиваются навыки образного строя, связной, диалогической речи; дети становятся более раскрепощёнными, открытыми для радостного общения друг с другом. У детей развивается способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать правильный нравственный выбор, оценивать поступки героев сказки и других людей, формируется позитивное отношение к окружающему миру, повышается собственная самооценка.
|